С момента возникновения железоделательного завода в посёлке Белая Холуница более 250 лет производились точёные деревянные модели для нужд литейного производства. Возможно, что несложные точёные деревянные игрушки изготовлялись холуницкими мастерами для своих детей. Однако прямых доказательств, что в Белой Холунице издавна был распространён игрушечный промысел, не имеется.
Мастер Константин Вениаминович Ильин начал работать с деревом с 1992 года. На сегодняшний день он - единственный самодеятельный художник в Белой Холунице, создающий оригинальные изделия и игрушки. Константин Вениаминович проработал слесарем-инструментальщиком на машиностроительном заводе 11 лет и в последствии нашел применение своим умениям в области обработки древесины.
Для приобретения опыта и умений Константин консультировался у известных в Кировской области мастеров: Валерия Жигальцева (фирма «Умелец), Шутихина (город Котлас), Ларисы Сметаниной (город Киров), в Кировском областном художественном музее им. братьев Васнецовых, а также в музеях Сарапула, Нижнего Новгорода, Москвы.
Будучи талантливым мастером-самоучкой, Константин Вениаминович работает в традициях вятских и российских мастеров. В течение двух лет К. В. Ильин работал мастером по деревянной игрушке в Областном доме народного творчества (студия «Возрождение»).
Константин Вениаминович Ильин - участник и лауреат районных, региональных, межрегиональных, международных выставок, ярмарок, имеет многочисленные награды. Среди них – медаль, полученная в 1997 г. на областной ярмарке промыслов и ремесел «Вятское торжище».
Мастер охотно делится своим опытом, проводит мастер-классы для жителей Белой Холуницы, Слободского, Кирова.
Технология изготовления деревянной игрушки.
Заготовка сырья.
В качестве материала используется сухостойная древесина: можжевельник, липа, береза, сирень, акация, ель, сосна, лиственница. Используются разные части древесины: корень, ствол, ветки. Выбирается направление обработки заготовок: продольные слои древесины более прочные, чем поперечные.
Любимый материал Константина Вениаминовича – можжевельник. Он ценит его за декоративность, тонкий целебный запах. Древесина можжевельника твердая, хорошо полируется и с помощью специального ножа можно получить тонкий ровный срез. Поскольку можжевельник растет медленно, годичные кольца у него тонкие, поэтому на срезе образуется красивая, мелкослойная текстура. Структура у можжевельника извилистая с большим количеством сучков, что для других видов древесины считается недостатком, а изделия из можжевельника благодаря этому приобретают неповторимый вид.
Заготовки из древесины сушатся до определенной степени на открытом воздухе. Пересушивать нежелательно, в этом случае в процессе работы на изделии могут появиться трещины. При высушивании продольные и поперечные волокна усыхают с разной скоростью, поэтому чтобы изделие не покоробило, древесину перед сушкой необходимо замочить, а уже затем высушить.
Создание образов.
Согласно утверждению мастера К. В. Ильина, «материал диктует форму»: идея часто рождается в процессе работы над заготовкой. Найти нужный образ мастеру помогают форма древесины, рисунок и даже запах дерева. Он создает собственные эскизы, иногда пользуется эскизами художниц Светланы Морозовой, Марианны Суриной, Сергея Васильева. Часто использует в своем творчестве образы героев русских народных сказок. Среди произведений Константина Вениаминовича – традиционные русские бирюльки, разнообразная бижутерия (браслеты, пуговицы, кольца, сережки, бусы), посуда (чашечки, рюмки), игрушки (мельницы, черепашки, ангелочки), бытовые сувениры (кашпо, подсвечники, ларчики, шкатулки, подставки под карандаши и ручки) и множество других оригинальных поделок.
По словам самого Константина: «Дерево должно сохранять своё естество, и человечьими или животными персонажами я не увлекаюсь. Я, скорее, прикладник, делаю утилитарные, пригодные в быту вещи, которые ненавязчиво соседствуют с вами, служат бытовым потребностям, умеют быть нужными, не бросаясь в глаза».
Украшения. Фото 2014 г.
Создание игрушки.
Заготовки могут обтачиваться на токарном станке или вырезаются вручную специальным резцом: резцом-косяком (чеботарный нож), клюкарзой (разновидность стамески), долотом и другими. После придания нужной формы и гладкости изделие подвергается вощению. Кусок воска прислоняется к крутящейся поверхности игрушки и игрушка покрывается тонким слоем воска. Воском обрабатываются вазочки и подсвечники.
Чтобы ярче проявить рисунок дерева необходимо выполнить лощение. В поверхность изделия мягкой тряпочкой втирается льняное, розовое, лавандовое или другие растительные масла.
Бирюльки с коробочкой. Мельница.Фото 2014 г.
Константин Вениаминович Ильин имеет многочисленные награды, свидетельствующие о популярности его мастерства:
Производство игрушек в условиях маленькой мастерской – дело затратное и убыточное, соответственно мастер испытывает большие материальные проблемы. Мастерская находится в частном доме, нет хорошего оборудования и необходимых условий для производства игрушек, немного желающих перенять опыт. Хотя гости города почитают за честь приобрести и увезти на память что-либо из произведений мастера.
Библиография:
Классификация объекта: Традиционные технологии ремёсел. Обработка дерева. Столярные работы.
Этнос/группа: население Вятско-Камского бассейна русского Севера
Конфессия: православие
Язык: русский, наречие северо-русское.
Место бытования объекта: Российская Федерация, Кировская область, Белохолуницкий район, город Белая Холуница
Исполнитель и хранитель объекта: Константин Вениаминович Ильин, Российская Федерация, Кировская область, город Белая Холуница.
Материал подготовила:
старший научный сотрудник
МБУК «Белохолуницкий краеведческий музей»
Наталья Георгиевна Епанешникова
2016 г.
+8 (83364) 4-24-31 (Бух)
+8 (83364) 4-39-06 (Дир)
.© 2018
Телефон: +8 (83364) 4-24-31, +8 (83364) 4-39-06
Адрес: г.Белая Холуница, ул.Советская, д.49
E-mail: rdk_b.holunica@mail.ru
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий: